Новости

Июнь 25, 2015

В Алматы на базе Almaty Management University прошёл республиканский круглый стол «Перспективы развития предпринимательского образования в Республике Казахстан»

Республиканский круглый стол «Перспективы развития предпринимательского образования в Республике Казахстан» был организован Almaty Management University при содействии Национальной палаты предпринимателей. Бизнес-образование становится всё более актуальным в свете задач, стоящих перед страной для достижения амбициозной цели - вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира. Именно поэтому участие в круглом столе приняли представители многих вузов Казахстана,  занимающихся подготовкой кадров для отечественного бизнеса.

 

 

Особое значение данному виду образования придает и соответствующее министерство, о чём говорит факт присутствия на круглом столе вице-министра Такира Балыкбаева. При этом Такир Оспанович выступил модератором круглого стола.

 

 

Необходимость развития предпринимательского образования в Казахстане была отмечена всеми участниками круглого стола. Их предложения по тому, как следует развивать такое обучение, выразилось в рекомендациях, принятых в заключение заседания.

 

 

В своём вступительном слове вице-министр Такир Балыкбаев отметил, что сегодня сами отечественные вузы стремятся к новой модели управления, в которой бы соединялись наука, практика и образование. Для чего повсеместно создаются попечительские советы, позволяющие более гибко управлять учебным процессом, в котором основное место отводится интеграции практики и образования.

 

 

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК  (НПП РК) Нуржан Альтаев отметил, что членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и предстоящее вступление в ВТО ставят новые задачи перед отечественным предпринимательством, поскольку требуются новые кадры, креативно мыслящие и способные поставить на службу бизнесу достижения науки и новые знания. Именно поэтому, по его словам, новый виток образования - предпринимательские университеты - приветствуется НПП.

 

 

Наиболее интересным стало выступление основателя и президента Almaty Management University Асылбека Кожахметова. Интересно, думал ли сам Асылбек Базарбаевич, когда в 1988 году с группой единомышленников затевал первую в Казахстане школу менеджмента, во что выльется эта затея? Время показало, что у Кожахметова отменное чутьё на новые веяния в обществе, если на заре кооперативного движения в СССР, когда слова «менеджмент», «маркетинг» и прочие ещё никто не знал, он понял, что будущее за таким видом образования. А тогда ежегодно в Алматинской школе менеджмента проходили обучение от 200 до 500 управленцев. Со временем Асылбек Кожахметов понял, что начинать нужно с азов, и в 1996 году Алматинская школа менеджмента была преобразована в Международную академию бизнеса. С прошлого года академия носит название  Almaty Management University. Сегодня это ведущий вуз страны в области бизнес-образования, представительства которого открыты в Астане, Атырау и Шымкенте. Здесь устойчивые связи с вузами более 20 стран мира, включая и постсоветское пространство. Только за 2014 году университет получил несколько наград, в том числе международной Ассоциации развития менеджмента Центральной и Восточной Европы CEEMAN Champions Award в категории «Институциональное управление». Помимо этого, Almaty Management University вошел в топ-300 лучших бизнес-вузов мира, получив 4 пальмовые ветви в рейтинге Eduniversal.

 

 

Темой выступления Асылбека Кожахметова стал «Предпринимательский университет в Казахстане». От перспектив развития такого вуза, обрисованных г-ном Кожахметовым, дух захватывает. И ведь нельзя назвать его мечтателем, поскольку вся его биография и деятельность, как организатора образования, доказывает, что нет таких задач, которые он бы успешно не решил. Вот и идея превращения вуза в предпринимательский университет вовсе не кажется утопией, поскольку в своих выкладках Асылбек Кожахметов опирается на опыт, имеющийся в мире. «Предпринимательским университет становится тогда, когда начинает играть роль связующего звена между компаниями и студентами, способными предложить им свои разработки. И тут дело даже не в наличии при университете, например, бизнес-инкубатора. Куда важнее добиться эффективного взаимодействия всех участников процесса, соединения всех элементов. А для этого требуется время», - утверждает автор «Тройная спираль» профессор Стэндфордского университета Генри Ицковиц. В своей книге г-н Ицкович описывает возникновение эффективных инновационных систем благодаря взаимодействию трёх ключевых игроков – университетов, бизнеса и государства. При этом сам Ицкович подчёркивает, что вовсе не он является автором такой модели бизнес-обучения. По его словам, к разработке такой модели его натолкнула переписка ректора Массачусетского института технологий с властями Новой Англии в 1930‑е годы. Речь идёт о зарождению первого кластера в Бостоне.

 

 

И если государство в такой модели выступает как гарант соблюдения правил игры и источник инвестиций, то сами университеты  должны стать центром капитализации знаний, чему способствует соответствующая инфраструктура.

 

 

Предпринимательский университет исполняет заказы для представителей бизнеса, развивая инновационную экономику, одновременно происходит коммерциализация интеллектуальной собственности, вследствие чего университет становится менее зависимым от государства. Решается кадровая проблема для компаний. А создание совместных с вузом малых предприятий, выполнение перспективных для внедрения научно-исследовательских проектов помогает студентам на практике применить полученные знания и участвовать в формировании предпринимательской креативной корпоративной культуры. Кстати, создавать инновационные разработки студенты будут не в учебных аудиториях или лабораториях, а в бизнес-пространстве, восседая на мягких диванах. Такая атмосфера, по мнению Асылбека Кожахметова, способствует развитию творческого мышления, поскольку, когда над человеком не висит осознание, что он должен, он становится более креативным. Кто знает, вероятно, такая картина и есть реалии будущего учёных.

 

 

Для того чтобы сказанное стало явью, в Almaty Management University расширяют учебную базу, активно используют новые компьютерные технологии в обучении, привлекают зарубежных специалистов для передачи опыта. Почему-то верится, что к 2025 году (срок, выбранный руководством вуза для новой модели) в Almaty Management University будет всё, как говорит сегодня Асылбек Кожахметов. Кстати говоря, идею предпринимательских университетов поддерживают во многих местах. Так, в Шымкенте не базе ЮКГУ им. М.Ауэзова уже созданы ТОО, которые, к примеру, будут производить лимонную кислоту. При этом лимоны выращивают сами. Об этом рассказал проректор по науке и международному сотрудничеству Марат Исакович Сатаев.

 

 

Единственным иностранным участником круглого стола оказался - создатель центра развития предпринимательства и поддержки стартапов «Стар Тау» Орен Симаниан, который должен был рассказать об опыте развития предпринимательских университетов в Израиле и вовлечение студентов в предпринимательство. Однако те, кто рассчитывал услышать конкретные примеры, скорее всего, оказался разочарованным. Высокий молодой человек, видимо, забыл, что аудитория состоит не из студентов, а из преподавателей, большинство из которых прекрасно понимает английский язык, на котором он выступал. Все попытки модератора вернуть спикера к теме его доклада оказались напрасными. К слову, Такир Балыкбаев вёл заседание весьма деликатно, но твёрдо управляя возникающими дискуссиями. И вообще оставил у большинства участников круглого стола хорошее впечатление. Есть всё же в министерстве образования здравые люди, образованные, адекватно воспринимающие реалии.

 

 

Нельзя не отметить, что у Орена Симаниана всё же есть чему поучиться. Это и умение презентовать самого себя с самой выгодной стороны, и непринуждённой манере общения с аудиторией. Хотелось бы только больше конкретики. Если уж говорится, что через его центр прошли люди, которые работают в крупнейших мировых компаниях, то хотелось бы знать, сколько таких специалистов, на каких участках они задействованы и т.д. Или такие сведения сегодня уже не нужны?

 

 

В ходе круглого стола состоялось подписание меморандумов о сотрудничестве между Almaty Management University и Национальной палатой предпринимателей РК, а также между Национальной палатой предпринимателей РК и Центром развития предпринимательства и поддержки стартапов «Стар Тау».

 

 

Круглый стол завершился принятием рекомендаций.  

 

Республиканского круглого стола «Перспективы развития предпринимательского образования в Республике Казахстан»

 

 

Выражая необходимость обсуждения актуальных вопросов образования, таких, как подготовка конкурентоспособных кадров для экономики РК, а также достижение одной из главных целей государства создание эффективной системы обучения, содействие в трудоустройстве, и содействие развитию предпринимательства участники круглого стола:

 

 - отметили, что на современном этапе развития РК, с учетом необходимости развития предпринимательства, университеты должны ориентироваться на развитие модели предпринимательского ВУЗа;

 

 - подчеркнули,важность развития методологии предпринимательского образования;

 

 - убеждены, процесс развития и поддержки предпринимательского университета и предпринимательского образования должен проходить в сотрудничестве и при поддержке Министерства образования и науки РК, Национальной Палаты Предпринимателей РК, а также представителей казахстанского бизнеса;

 

 - подчеркнули, что развитие предпринимательских университетов в республике будет способствовать повышению конкурентоспособности университетов и росту национальной экономики в соответствии с новой экономической политикой Казахстана «Нұрлыжол»;

 

 

Рекомендуют:

 

 

Министерству образования и науки РК:

координировать работуРабочей  группы по разработке Концепции предпринимательского образованияи путей создания предпринимательского университета  в республике.

 

Высшим учебным заведениям:

 

 

2.1 Almaty Management University:

 

- создать рабочую группу по развитию методологии предпринимательского образования с привлечением представителей НПП и представителей казахстанского бизнеса;

 

- разработать модель (концепцию) предпринимательского университета и представить в МОН РК;

 

 

2.2Высшим учебным заведениям:

 

 

- всемерно поощрять и развивать внедрение в учебный процесс дисциплин по предпринимательству на всех специальностях в высших учебных заведениях страны, особенно в регионах;

 

- развивать предпринимательскую культуру в академической среде;

 

- совершенствовать внутреннее обеспечение качества;

 

- вести работу по созданию бизнес-инкубаторов на базе университетов, научных и технических парков с привлечением представителейбизнеса;

 

- привлекать  инвестиций и венчурные фонды для всемерного и скорейшего развития региональных стартапов.

 

 

 

http://spik.kz/articles/profit/2015-06-23/aygul-omarova-v-almaty-na-baze-almaty-management-university-proshyol

Поделиться: