Новости

Апрель 22, 2014

МАБ и РАБО проводят конференцию в сфере бизнес-образования!

Сегодня в Алматы проходит Международная научно-практическая конференция «Интернационализация и интеграция бизнес образования: принципы и возможности», организованная Международной Академией Бизнеса (МАБ) совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Центрально-азиатским фондом развития менеджмента (CAMAN).

 

В рамках мероприятия были организованы пленарные заседания, панельные дискуссии, круглые столы на актуальные темы, выступления уникальных гостей. Участники конференции получили возможность прямого диалога со спикерами и модераторами высокого уровня, докладчиками, представляющими топ-менеджмент ведущих бизнес-школ.

 

Фигуранты бизнес-образования поделились своими идеями и практическими примерами успешной работы. Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС – ведущей университетской школы бизнеса России, президент Российской ассоциации бизнес-образования, отметил, что одной из серьезных проблем развития отрасли является нехватка англоязычных программ – их доля в портфеле российских бизнес-школ составляет всего 2-3%. Еще одна сложность в том, что в большинстве своем преподаватели бизнес-дисциплин либо хорошо преподают, либо владеют английским – совмещение и того, и другого встречается достаточно редко. Кстати, та же проблема характерна и для казахстанских бизнес-школ.

 

С. Мясоедов также отметил, что МАБ – это очень яркое явление, не только национального уровня, но и международного: «Школа, которой, как и всех других бизнес-вузов, 25 лет назад не было вообще, сейчас, как ракета, поднялась вверх. Вокруг этой школы, сплотилась команда преподавателей, экспертов, специалистов в области бизнес-образования. Она имеет отличную репутацию в стране, прилегающих странах, получает международные аккредитации и мировые рейтинги. Но больше всего мне нравится, что МАБ – очень молодой вуз. Среди сотрудников и преподавателей все время видны молодые лица. Мало того, что это молодые лица, это трехъязычные молодые лица. Ребята одинаково легко переходят с казахского на английский, с английского на русский и т.д. Это новая генерация казахской интеллигенции, причем блестящая генерация, которая сможет, на мой взгляд, в ближайшее время составить конкуренцию лучшим преподавателям Азии и Европы».

 

Камилла Шаршекеева, провост Международного университета в Центральной Азии (МУЦА, Кыргызстан), экс-министр образования в КР, рассказала о развитии бизнес-образования в Кыргызстане. По ее мнению, несмотря на дотации из бюджета, государственные вузы не всегда лучше частных, напротив, частные гораздо жизнеспособнее. Так, она поделилась опытом создания трех частных вузов: Американского университета Центральной Азии, МУЦА и Кыргызского Университета менеджмента и дизайна.

 

Рамон О’Каллахан, декан Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета, Президент Центрально-азиатского фонда развития менеджмента (CAMAN), отметил, что данная конференция объединяет в себе личный опыт образовательных учреждений разных стран и регионов. «Она позволяет находить баланс между теорией и практикой. Это, с одной стороны, концептуальные модели, с другой – практические примеры и их претворение в жизнь. Конференция – это платформа для обмена инновационными идеями, знаниями и опытом. Думаю, что она станет вызовом для многих из нас. Я хотел бы призвать всех глав образовательных учреждений подумать над темами менеджмента, лидерства в свете интернационализации бизнес-образования и сформулировать свое решение этой проблемы», - сказал спикер.

 

«Я нахожусь здесь не долго, полтора года, но, посещая эти секции, я узнаю больше и лучше понимаю местные тенденции развития, это очень полезно и, конечно, важно, - подчеркнул Р. О’Каллахан. - Думаю, что интернационализация уже давно на повестке дня во многих школах и во многих странах. Считаю, что это часть всеобщей глобализации бизнеса, об этом я уже говорил в своей презентации. Но, знаете, это также подпитывается различными рейтингами и аккредитациями. Опять же, это нормально, потому что бизнес становится все больше международным, «интернациональным», и мы, как бизнес-школы, также должны развивать и помогать нашим студентам развивать это глобальное мышление, о котором мы все говорим».

 

Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП - вуза, воспроизводящего европейскую модель бизнес-школы в России), размышлял о вреде той позиции, которую нередко занимают бизнес-школы относительно бизнеса, когда начинают просить у предпринимателей спонсорские гранты и т.д. «Не просите у бизнеса рыбу!» - таков был лейтмотив выступления докладчика. «Вынимая деньги из бизнеса, мы снижаем его инвестиционную привлекательность», - заметил С. Мордовин. То же касается и «подсаживания» вузов на дотации из казны. «Это не только ухудшает имидж бизнес-школ, но и формирует у них зависимость от бюджетных вливаний и стратегическую неустойчивость в результате различных колебаний курса правительства. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», - закончил докладчик.

 

Говоря о конференции и ее организаторах, С. Мордовин отметил, что МАБ всегда была очень динамичной. «Вы поначалу, как все начинающие, пытались копировать лидера, но вот уже очень много лет подряд вы пытаетесь создавать нечто новое. Аналога МАБу нет ни в Казахстане, ни во всем постсоветском пространстве», - заключил гость.

 

Перри Хобсон, проректор по международному сотрудничеству Университета Тейлорс, Малайзия, высказал мнение, что исследования должны занимать центральное место в деятельности любого университета. «Когда мы говорим о самом «сердце» бизнес-школ и бизнес-образования, то мы подразумеваем, что исследования должны помогать нам развивать пытливый ум и задавать вопросы, на которые не найдешь простые ответы, – считает П. Хобсон. - Исследования должны быть в центре того, чем занимается университеты и, конечно, компании.  Естественно, они должны иметь представление о своих клиентах, и это обеспечат исследования. Они должны понимать нужды и требования сотрудников, это тоже делается с помощью исследований. Так что очень важно научить студентов не только искать ответы, но и научить задавать правильные вопросы. Потому что если вы никогда не задавали правильных вопросов, вы никогда не найдете правильных ответов».

 

Выступление Рината Шаяхметова, советника председателя правления BANK RBK, оказалось очень эмоциональным. Гость в достаточно яркой манере заявил об ожиданиях и надеждах определенной части бизнеса. С его слов, многие компании сегодня организуют у себя корпоративные университеты, утверждают собственные стипендии для талантливых ребят именно потому, что не находят отклика в образовательных учреждениях, в том числе в школах бизнеса. «Бизнес-образование не поспевает за потребностями бизнеса», - считает Р. Шаяхметов. Банкир условно разделил обучение на 5 видов: продуктовое, навыковое, функционально-производственное, дистанционное, а также обучение, развивающее лидерские качества и компетенции. С последним видом у бизнеса сегодня возникли серьезные проблемы. В связи с этим гость обратился к собравшимся представителям бизнес-образования с просьбой помочь в развитии лидерских качеств у молодежи.

 

Юрий Локтионов, декан школы финансов и менеджмента Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ) высказал собственную точку зрения на подготовку технических, инженерных кадров. По его мнению, сейчас, готовя специалистов-нефтяников и инженеров, необходимо сразу давать им бизнес-образование, чтобы работодатель мог получить нефтяника или инженера с управленческими навыками. Ряд представителей бизнес-школ не согласились с этим. Ведь лишь один из сотни, условно говоря, станет менеджером, остальные будут просто делать свою работу.

 

После живописного обеда в юрточном городке на территории МАБ, конференция продолжила свою работу – в форме секций. Так, на секции «Компетентностные модели программ МВА и DBA: актуализация и реализация» спор зашел о том, чему должны обучать в бизнес-школах на данных программах. Леонид Евенко, научный руководитель Высшей Школы международного бизнеса Российской Академии Народного Хозяйства и государственной службы, считает, что на МВА и DBA слушателей можно обучать многим навыкам, в том числе английскому языку и работе с интернетом. С ним категорически не согласился Сергей Мордовин, отметив, что это базовые навыки, которыми обязан владеть любой современный человек. «Учить английскому языку – не задача бизнес-школы, - подчеркнул ректор ИМИСП.

 

Гульжанат Таяуова, директор Департамента DBA МАБ, отметила, что большинство получающих DBA в РК не владеют английским и не имеют исследовательских навыков, хотя очень успешны в бизнесе и управлении. Эти навыки им необходимо прививать, а поскольку зачастую это люди старшего возраста (редко встречаются докторанты в 30-35 лет), то их обучение значительно затягивается и длится от 3 до 7 лет.

 

Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС поделился тем, как эту проблему решают в ВШКУ. Помимо личных бесед потенциальных слушателей с руководством, в ходе которых определяется уровень и ожидания клиента, обучающимся предлагается ряд требований, например, серьезные публикации в исследовательских изданиях. Если слушатель не сможет издавать раз в год такие материалы, он сам уйдет с курса, считает докладчик. С. Календжян напомнил, что ВШКУ сотрудничает с МАБ уже 10 лет. «Мы пионеры по программе DBA и у нас совместная программа МВА. МАБ в себя включает все виды образовательных программ и сочетает дополнительное образование с базовым университетским. В этом смысле МАБ – яркий пример сочетания все форм современного бизнес-образования».

 

Также в рамках конференции состоялась панельная дискуссия «Синергия креативного менеджмента: проекция на будущее», в которой приняли участие советник министра образования и науки РК по информации и коммуникации Куат Домбай, дизайнер, владелица дома моды «Kuralai» Куралай Нуркадилова, режиссер-постановщик, продюсер Арман Карабаев, главный редактор журналов MINI, «Отдохни», «Лиза» Гульнар Танкаева, президент Академии креативных искусств и стиля Лейла Кайназарова и HR-директор KUSTO GROUP Мадина Карсакбаева (в качестве модератора).

 

Вместе гости попытались ответить на вопрос, что такое креативность и как можно привить это качестве отечественным управленцам в самых разных сферах.

 

В конференции принимают участие лидеры казахстанских, российских и зарубежных бизнес-школ, деловые круги и бизнес-сообщество, ведущие ученые и эксперты, государственные служащие.

Поделиться: