[Класс-тайм] Все время бежать, чтобы остаться на месте...


http://rus.classtime.kz/sites/rus.classtime.kz/files/styles/large/public/news-images/12_7030103.jpg

Как выяснилось, эта оздоровительная акция была спонтанной, а ее стержнем и виновницей стала преподаватель физкультуры Международной академии бизнеса Алматы Нина ВИНОГРАДОВА. И виденная мною общественная разминка – одна тысячная доля приложения ее неуемной кипучей энергии.

Закрома родины

В 1967 году юную спортсменку, выпускницу Государственного дважды орденоносного Ленинградского института физической культуры имени Петра Лесгафта “переманила” Казахская республика для выступления на спартакиаде народов СССР в барьерном беге. После окончания спортивной карьеры Нине довелось поработать и в специализированных учебных заведениях со спортивным уклоном, и в средней школе, и в аппарате Министерства просвещения Казахской ССР. Однако кабинетная работа не выдержала конкуренции с активным приложением тренерских сил в спортзале и на стадионе. Прочь от конторского стола и бумаг Нина Юрьевна бежала чуть ли не вприпрыжку: “Нет для меня наказания страшнее, чем ничегонеделанье!” Сомневаться в искренности этих слов не приходилось – наш разговор начался “на ходу” и то и дело перемежался наглядной демонстрацией тех или иных физических упражнений.

– Вы знаете, мое первое знакомство с Алма-Атой было ошеломляющим, – вспоминает Нина Юрьевна, – после серого холодного Ленинграда она казалась раем на земле. Это был купеческий городок с деревянными домами, в арыках дети плещутся, вдоль дороги растут яблони, урюковые, вишневые деревца. Мне никто не верил, когда я рассказывала об этом дома. В детстве я часто слышала выражение “закрома родины” и все думала, ну где они, эти закрома? Представлялся большущий, как гора, ангар с тяжелыми дубовыми дверями, за которыми яства несметные. Мы в Ленинграде скромно жили: папа работал, мама сидела дома, воспитывала нас – троих детей. И таких вкусностей, как сгущенка, шоколадные конфеты, тушенка, мы не пробовали. А приехав в Алма-Ату и зайдя в столичный гастроном, где одних только колбас – сортов двадцать, мясо на любой вкус, масло топленое, масло соленое, несоленое, поняла: вот они – закрома Родины.

– Наверное, отчасти в этой эйфории была повинна и строгая спортивная диета?

– Нет, что-то солнечное, теплое было в самом городе, в людях, которые здесь жили. Мне дали однокомнатную квартиру в “спортивном” доме, где жили Владимир Шейдин, Олег Мальцев… словом, все футболисты “Локомотива”. Только переехала, на второй день – звонок в дверь. Открываю – стоит женщина с полной тарелкой чего-то жареного: “Здравствуйте, я Зубайда Давлеткуловна Сержанова – ваша соседка”, – и вручает мне блюдо с баурсаками. Я смешалась, мне и ответить-то нечем. Готовить абсолютно не умела – мама не позволяла мне даже яичницу пожарить, вся моя жизнь была на службе спортивной карьеры. “Ничего страшного, Ниночка, я вас всему научу”, – говорит мне Зубайда Давлеткуловна. Это была жена видного государственного деятеля Казахской ССР Идаята Сержановича Сержанова. И слово сдержала. Готовила плов ли, манты ли, всегда приглашала меня в качестве ассистентки. Даже белить учила: “Смотрите, Ниночка, сначала вертикальное, затем – горизонтальное направление мазков, чтобы не было полос”. Обстановка в ее квартире была очень простая: в зале стояли большой стол и стулья, висела полка для посуды и сундук. Поэтому выбелить квартиру перед приходом гостей ей ничего не стоило. Однажды позвонила мне и спрашивает: “Ты на базар не собираешься?” Мне на базаре ничего не нужно, но, увидев с балкона белую “Волгу” Сержанова, подумала, как здорово съездить на рынок в автомобиле, и без разговоров собралась на променад. Выходим во двор, и Зубайда Давлеткуловна обращается к водителю: “Мишенька, мы с Ниночкой пойдем на базар, а ты поезжай на обед”. И моя мечта прокатиться на правительственной “Волге” за укропом рухнула в секунду.

Ладно, не ходи на физкультуру

– В советские времена школьники и студенты сдавали пятиступенчатые нормы ГТО, и это в целом настраивало население страны на спортивность. Сегодня у подобного подхода много противников. Их позиция – кому нужны спортивные достижения, пусть тот и занимается. Что вы думаете об этом?

– Очень часто любовь к спорту впитывается в твое естество с раннего детства, когда ты пытаешься обуздать непослушные лыжи, или папа учит тебя управляться с мячом или ракеткой. Охлаждение к спорту также “растет” из детского опыта и культивируется родителями. Забыл ребенок кроссовки, форму потерял, переодевается медленно – и родители упрощают себе (и как будто ему) жизнь: ладно, не ходи на физкультуру. Сами взрослые несут липовые справки, договариваются с преподавателями. В результате – я это вижу по студентам, которые приходят ко мне в спортзал – мы имеем очень хилое поколение. Из первокурсников редко кто может подтянуться на турнике 9 раз, а норма для мальчиков – 26! Ребята приходят физически слабые, немощные, с “букетом” болезней. Ежегодно до 40 студентов приносят мне справки ВКК. И это не “липа”! Я уже научилась легко распознавать подделку от оригинала. “Фальшивомонетчиков” сразу отправляю на ритейк. При оценке физического развития первокурсников использую тест Купера. Суть его – учесть максимальное количество движений за минуту – либо в прыжках на скакалке, либо бег на месте, либо приседание, либо отжимание. Правда, на тест отвожу 30 секунд, потому что минуту никто из них, увы, не выдерживает. А мое дело – оздоровить, а не угробить ребенка.

– Заинтересовать современных “компьютерных” мальчиков и девочек физической культурой очень непросто. Какие вы нашли “кнуты и пряники”?

– Баллы и любовь к своему телу при диктатуре дисциплины. Наводить порядок в рядах учеников нужно в сентябре. Я предупреждаю студентов об опозданиях (10 минут опоздания – свободен от урока) и фейс-контроле (в спортзал нужно приходить в форме, а девочкам – еще и с убранными волосами). Но главное – мы договорились с руководством академии, чтобы мотивировать студентов баллами. У студентов не должно быть к физкультуре пренебрежительного отношения. Да, это не профильный предмет. Но, как говаривал Платон, для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями. Помимо мотивации баллами есть второй, равнозначный подход. Большинство людей явно или втайне недовольны своим внешним видом, и если объяснить человеку, что тот или иной изъян в его фигуре можно исправить определенным комплексом упражнений, он станет его делать!

Я стараюсь донести до сознания детей, что любить себя – это не значит слопать лишний “сникерс”, а содержать свое тело так, чтобы было не стыдно раздеться на пляже. Если я говорю своим ребятам: “Так, сегодня будем учить сексуальное упражнение. У нас в малом тазе 11 мышц, и они “спят” все время, за исключением известных моментов. Так тренируйте их, они в жизни пригодятся”, – вы думаете, они “филонят”? Ничего подобного! Они сами знают свои “проблемные” места и часто сами просят подобрать комплекс: кому – “простись с животиком”, кому – “долой галифе”, кому – двуглавую мышцу плеча разбудить.

– Сколько народу отправляете на пересдачу дисциплины?

http://rus.classtime.kz/sites/rus.classtime.kz/files/styles/large/public/news-images/12_4680.jpg

– В этом году у меня только 30 на ритейке, а бывало до 100 человек и больше. Очень благодарна нашему ректору, что поддержал меня в “балльной” мотивации. Аслбек Базарбаевич сам бывший спортсмен, и сейчас он возглавляет преподавательскую сборную академии по футболу. Если в спортзале до полуночи горит свет, все знают: преподаватели гоняют мяч. Кстати, наша академия – первый вуз, где начали делать производственную гимнастику. Перед обедом – с 12.30 до 13.00 – в актовом зале собираются кафедральные, офисные работники и бухгалтера. Ходят с удовольствием, ведь за часы “сидячей” работы в организме накапливается молочная кислота, мышцы сковываются, тело само просит движения.

Рецепты ее бодрости

– Сегодня очень много самых разнообразных гимнастик – от йоги до бодифлекса. Какими источниками пользуетесь вы, подбирая упражнения?

– В очередной раз убеждаюсь, что новое – это хорошо забытое старое, и лучше методик 1955-56 годов искать не нужно. В них фундаментальные наработки, в отличие от многих современных, зачастую поверхностных и не всегда безупречных с технической точки зрения. Есть у меня и упражнения из бодифлекса и из йоги, но при составлении комплекса я прежде всего оцениваю физические возможности студента.

– Поделитесь, пожалуйста, рецептом бодрости – что нужно пить, есть или делать, чтобы в июльскую жару устраивать “веселые старты” в городском парке?

– Я не мыслю жизни без движения. Утро начинается с гимнастики, а если не успела, то заканчиваю гимнастикой день. Целый день в спортзале тоже бегаю наравне с учениками. Новобранцев ведь приходится убеждать личным примером. Например, уголок держать “на слабо” или упражнение “ножницы” – 100 взмахов. А когда с мужем отдыхаем где-нибудь на пляже, собираю вокруг себя кучу детей – устраиваем эстафеты, меряемся силой и ловкостью. Муж ворчит, называет меня чокнутой, но у меня по-другому не получается. Это мой стиль жизни.

“Рабочая нагрузка студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии – 15-16 часов. Неудивительно, что умственный труд студентов по тяжести относят к 1-й категории (легкий), а по напряженности – к 4-й (очень напряженный труд). Сочетание сниженной мышечной нагрузки с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует ухудшению работоспособности, функциональному старению и увеличению заболеваемости и в первую очередь сказывается на появлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения.

К концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней системы кровообращения (тромбофлебит, облитерирующий атеросклероз, ревматизм и др.), которые увеличиваются, по данным профессора Л.А. Травинской, с 8,6 процента на первом курсе до 11,7 процента на пятом курсе у юношей и с 13,8 до 16,4 процента – у девушек. Исследования ученых показывают, что данные изменения происходят потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.

По данным Всесоюзного научно-исследова­тель­ского института физической культуры, рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста (часов в неделю):

• дошкольники – 21-28;

• учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений – 10-14;

• школьники – 14-21;

• студенты вузов – 10-14;

• трудящиеся – 6-10”.

Из статьи “Здоровье и двигательная

активность в жизнедеятельности студента”, журнал “Физкультура и спорт”, 1990 год

Источник: Класс-тайм: http://rus.classtime.kz/node/789