[Класс-тайм]Щит от суицида


http://rus.classtime.kz/sites/rus.classtime.kz/files/styles/large/public/news-images/07_9188.jpg

О проблемах молодежи и пугающей статистике по суицидам мы писали уже не раз. Молодые люди уходят из жизни в расцвете сил по самым разным причинам. Свое мнение о суицидах высказывают государственные деятели, педагоги и управленцы, психологи и врачи, но статистика по-прежнему остается неутешительной. И лишь немногие находят в себе силы и призвание не делать заявления, а просто быть рядом – там, где они нужны. Они говорят с самими ребятами, выслушивают, поддакивают, спорят, заставляют раскрыться – и раз за разом вытаскивают из цепких лап безносой.

Именно с таким человеком, практиком, а не теоретиком мы и решили сегодня поговорить.Василий ШАХГУЛАРИ (Василий Шахгулари – эксперт ЮНЕСКО, PhD, доцент, автор свыше 60 научных работ, монографий и учебников. Начинал учителем математики, затем был завучем, директором школы. Ему часто приходят письма от бывших подопечных, чьи дети уже стали взрослыми и сами пошли в школу.) посвятил работе с молодежью всю жизнь, он проводит бесплатные психологические консультации более двадцати лет и считает, что помогать, направлять и уберегать ребят – его миссия и долг.

– Василий Вачикович, к нам в редакцию порой приходили письма от читателей, побывавших на грани. Вы очень долго занимаетесь этой проблемой, скажите, почему все-таки молодые люди так спешат свести счеты с драгоценной жизнью?

– В условиях рыночной экономики дети изначально имеют разные стартовые возможности. При этом каждый из них, считая себя личностью, задумывается о том, что у него должен быть доступ к занятиям спортом, музыкой, развлечениям и дополнительному образованию. Именно неравные возможности и постоянная пропаганда материальных ценностей, так называемой успешности, приводят к тому, что дети в подростковом возрасте стремятся стать лидерами общества. Но от природы лидеры – вовсе не все, это нормально. К сожалению, из-за неправильного воспитания те, у кого не получается добиться всего и сразу, становятся слабыми и замкнутыми, а некоторые думают, что единственный выход – это самоубийство.

При этом у них даже нет возможности с кем-то поговорить по душам, и это вторая ключевая проблема наших дней. Нехватка времени и внимания к проблемам близких людей, в том числе – этих ребят, которые нуждаются, по крайней мере, в общении, подрывает сами основы доверия между детьми и взрослыми – родителями и педагогами. Я проводил крупное исследование по этому вопросу, и 83 процентов опрошенных ответили, что не доверяют учителям, не желают, чтобы те знали об их жизни и проблемах. На вопрос: “Почему?” – они отвечали, что у преподавателей хватает своих трудностей, а общаться с учениками им некогда и не хочется.

– Но ведь сегодня в школах работают психологи.

– Да, казалось бы, школьных психологов немало. Однако посмотрите на их возраст: они все молодые, 24-26 лет. Жизненного опыта у них нет, а те диагностические методы, которыми они располагают, на практике помогают мало. Они не способны ничего сделать, и ребенок не будет относиться с доверием к подобным “специалистам”. Школьным психологам действительно очень непросто – в основном это женщины. А им намного сложнее, к примеру, общаться с мальчиками, труднее найти общий язык. У нас вообще психология находится на зачаточном уровне, мы готовим теоретиков широкого профиля, неспособных стать практикующими специалистами. Надо пересмотреть саму систему подготовки психологов, и кроме того, делить их по специализациям, по возрастным категориям тех, с кем им предстоит работать. Они должны уметь консультировать, выявлять проблему, решать ее.

– Вы подняли хорошую тему. Действительно среди преподавателей куда больше женщин. Мальчики попадают в сложную ситуацию: отцы ими не занимаются, так как вынуждены работать, в школе они видят только женщин-педагогов, которые в принципе тоже не стремятся воспитать будущего мужчину – ведь преподавателю главное, чтобы ребенок сидел смирно. А потом таких тихих мальчиков выкидывает в жизнь, где от них требуют взрослых мужских решений и поступков.

– Как педагог я часто об этом говорю. Своих студентов сразу предупреждаю, что с мальчиков спрос будет больше, чем с девочек, потому что в будущем им придется быть опорой для семьи, доказывать, что на них можно положиться, показывать свою силу и волю.

Сегодня юноши, увы, намного слабее по духу, чем девушки. Мы часто видим, как девушки идут вперед, получая первое, второе образование, делают карьеру, а парни сидят и ждут чего-то. Говорят, XXI век – век Водолея, и женщина будет доминировать. Все к этому и идет. Процентное соотношение женщин в мире больше, они целеустремленнее, серьезнее. Юноши же часто идут в вуз, когда хотят откосить от армии. Армия в их представлении – жестокая организация, которая не даст им реализоваться в будущем, стать успешными людьми. Только вот они и без армии не спешат с самореализацией…

Общество формирует сознание человека. Как мы формируем наших парней? Я часто вижу родителей моих второкурсников, которые решают проблемы с учебой за своих детей – и в большей степени это касается мальчиков. Они стали какими-то одуванчиками, которых надо беречь, чтобы, не дай бог, не рассыпались. И девочки страдают от этой ситуации не меньше – они видят перед собой красивого, обаятельного мужчину, но внутри он слабый. Как с таким строить семью?

http://rus.classtime.kz/sites/rus.classtime.kz/files/styles/large/public/news-images/00%D0%A2%D0%90%D0%9110.jpg

– В этом тоже кроется опасность? Ведь самоубийств среди мужчин больше, насколько я знаю.

– Ошибаетесь. В подростковом возрасте у нас больше самоубийств совершают девочки. Как раз потому, что они сильнее. Они более решительно настроены и доходят до конца. Тут скорее показательна другая статистика: посмотрите на продолжительность жизни в Казахстане. Для мужчин средний возраст – 60 лет, для женщин – 74 года. Разница огромная. Мужчины слабеют и вымирают – они пьют, становятся наркоманами, у них слабое сердце. Потеряв одну работу, они теряют весь мир и не видят больше путей для себя. Они перестали быть гибкими, перестали понимать семейные ценности, которые прежде ассоциировались с отцами.

– Страшная картина… Так что же делать?

– Я вижу выход, например, в посещении спортивных секций – те же единоборства, атлетика. Там идет закаливание характера. Если бы все стремились к победам, пусть и спортивным, – проблема значительно уменьшилась бы. Для таких занятий ведь даже не требуется особых средств. Но среди самой молодежи нет особо заинтересованных – куда удобнее сидеть и бить пальцами по клавиатуре, играть. Зачем куда-то ходить, если все уже нарисовано. Интернет – это среда, которая убивает у слабого человека вообще все жизненные движения.

– Вы занимаетесь вопросом творческой самореализации. Она действительно способна защитить человека от суицида?

– Да, конечно. Не буду говорить о гениях в творчестве – это иная категория, но в целом просто замечательно и очень важно, когда человек занимается музыкой, рисованием, танцами и прочим. Мы, психологи, рекомендуем творчество как лучший метод лечения души.

Попробуйте сами. Если у вас плохое настроение, возьмите карандаш и лист бумаги – и просто почиркайте что-нибудь. Вы почувствуете, как отрицательные эмоции уйдут, словно стекая с кончиков пальцев. Даже если вы нарисовали какую-то ерунду или написали коротенькое стихотворение, которое вам не нравится – неважно. Все равно вы уже сняли стресс.

Виорика БЕКТУРГАНОВА, Фото Интэро ТИЛЛЕН

Источник: Класс-тайм http://rus.classtime.kz/node/824